12 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

12  АПРЕЛЯ – ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ

ЗАБАЙКАЛЬЕ И КОСМОС

     Осенью 1957 г. весь мир всколыхнуло не виданное и не слыханное ранее событие: в Советском Союзе в космос запущен первый искусственный спутник Земли. Сейчас уже мало осталось представителей того поколения, кому посчастливилось тогда увидеть в небе крохотную рукотворную звездочку, робко и неуверенно пробиравшуюся в глубине космоса среди небесных долгожителей. Тогда еще никто не знал, что со временем космическая тематика активно войдет не только в историю нашей страны, но и в жизнь населения всей планеты. Но в любом случае было уже ясно и понятно, что с этой маленькой звездочки, сделанной руками, умом и сердцем человеческими, начинается что-то интересное и грандиозное.

     Последующие события не заставили себя долго ждать. Чуть более чем через год вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 января 1959 г. № 22-10 «Об усилении научно-исследовательских работ в области медико-биологического обеспечения космических полетов». В этом постановлении, в частности, предписывалось преобразовать НИИ авиационной медицины в Государственный научно-исследовательский испытательный институт  авиационной и космической медицины. Это были уже явные признаки того, что в космос готовится полет человека. И действительно, в октябре 1959 г. в ВВС был объявлен набор кандидатов в первый отряд космонавтов.

     Условия для желающих были на первый взгляд несложные: приглашались летчики истребительной авиации в возрасте до 35 лет. Количество желающих, в общем-то, не ограничивалось, тем более в то время подобного контингента в ВВС было вполне достаточно. В конечном итоге в процессе первого набора были рассмотрены документы на 3461 летчика. После первичного отбора к дальнейшему медицинскому обследованию в Центральном военном научно-исследовательском авиационном госпитале было допущено 206 летчиков. И только 20 человек в апреле 1960 г. человек были зачислены первыми слушателями-космонавтами.

     А тем временем события космического направления продолжали следовать закономерной чередой. 11 января 1960 г. приказом Главнокомандующего ВВС  была организована специальная воинская часть, основной задачей перед которой ставилась подготовка космонавтов к полету. А через несколько лет часть была преобразована в Центр подготовки космонавтов ВВС, известный всему миру под названием Звездный городок.

     Затем было проведено пять пробных запусков. Первые три корабля серии IK считаются беспилотными, хотя на них в качестве космонавтов выполняли полеты в космос собачки. На первом корабле этой серии совершили полет знаменитые Белка и Стрелка, а вот последующие два полета оказались неудачными. В одном из них погибли Пчелка и Мушка, во втором – Дамка и Красавка. СМИ об этих полетах ничего не сообщили широкой общественности, а потому имена этих четырех первопроходцев космоса так и остались безвестными. После них последовали испытания другой серии кораблей под названием «объект ЗКА». По сути дела это и был легендарный пилотируемый «Восток». На первых двух кораблях, полеты которых завершились вполне успешно, кресло космонавта занимали манекены, а в ногах кресла размещалась капсула с собачкой. В первом полете была Чернушка, во втором - Звездочка. Ну, а на третьем корабле кресло пилота занял Юрий Алексеевич Гагарин.

Заявление Ю.А. Гагарина перед стартом

Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов!

Через несколько минут могучий космический корабль унесёт меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать Вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется мне сейчас одним прекрасным мгновением. Все, что прожито, что сделано прежде, было прожито и сделано ради этой минуты. Сами понимаете, трудно разобраться в чувствах сейчас, когда очень близко подошел час испытания, к которому мы готовились долго и страстно. Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость? Нет, это была не только радость. Гордость? Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой – можно ли мечтать о большем?

Но вслед за этим я подумал о той колоссальной ответственности, которая легла на меня. Первым совершить то, о чем мечтали поколения людей, первым проложить дорогу человечеству в космос... Назовите мне большую по сложности задачу, чем та, что выпала мне. Это ответственность не перед одним, не перед десятками людей, не перед коллективом. Это ответственность перед всем советским народом, перед всем человечеством, перед его настоящим и будущим. И если, тем не менее, я решаюсь на этот полёт, то только потому, что я коммунист, что имею за спиной образцы беспримерного героизма моих соотечественников – советских людей. Я знаю, что соберу всю свою волю для наилучшего выполнения задания. Понимая ответственность задачи, я сделаю всё, что в моих силах, для выполнения задания Коммунистической партии и советского народа.

Счастлив ли я, отправляясь в космический полёт? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

 Мне хочется посвятить этот первый космический полёт людям коммунизма – общества, в которое уже вступает наш советский народ и в которое, я уверен, вступят все люди на Земле.

Сейчас до старта остаются считанные минуты. Я говорю вам, дорогие друзья, до свидания, как всегда говорят люди друг другу, отправляясь в далекий путь. Как бы хотелось вас всех обнять, знакомых и незнакомых, далеких и близких!

До скорой встречи!

12 апреля 1961 года.

 

Конечно, все эти исторические события происходили где-то там, далеко на западе. Но мало кто знает о том, что одновременно с созданием Центра подготовки космонавтов началась космическая летопись Забайкалья. Её основателем стал читинский военный врач, сотрудник 240-й лаборатории авиационной медицины Забайкальского военного округа Николай Харитонович Ешанов.

 

ЕШАНОВ Николай Харитонович

Врач-окулист. В 1950 г. окончил Одесский медицинский институт. В 1951 г. призван в ряды Вооруженных Сил СССР и направлен для прохождения военной службы в Забайкальский военный округ. Сотрудник 240 лаборатории авиационной медицины

  Забайкальского ВО.

     С 1960 г. – врач космической медицины в ЦПК, участник подготовки к космическому полету первых космонавтов.

 

   

Николай Харитонович родился 25 декабря 1926 г. в городе Вознесенске Украинской ССР. В 1950 г. Николай Харитонович окончил Одесский медицинский институт, а в апреле 1951 г. он в соответствии с приказом Министра Обороны СССР был призван в ряды Вооруженных Сил. 

 В 1952 г., он назначен на должность начальника кабинета авиамедицины бомбардировочной авиационной дивизии  45 воздушной армии Забайкальского военного округа. В июле 1953 г. переведен в Читу на должность помощника начальника 240 лаборатории авиационной медицины ЗабВО.

За 7 лет службы в Забайкалье Чита стала для Николая Харитоновича знакомым и даже родным городом, однако в декабре 1959 г. его жизнь и судьба изменились самым коренным образом.  Для начала по какой-то странной разнарядке его направили в Москву на стажировку по специализации. А уже в январе 1960 г. он был включен в состав Центра подготовки космонавтов, штат которого в то время составлял 28 человек.  Так по воле судьбы он оказался в самых первых рядах тех, кто взглядом и мыслями был устремлен в необозримые просторы космоса.

Он готовил к первым полетам Гагарина и Титова, Николаева и Поповича и всех остальных . 14 апреля 1961 г. он был приглашен на Красную площадь для встречи Ю.А. Гагарина после его исторического полета.

Николай Харитонович  проработал в ЦПК 20 лет и всегда был благодарен судьбе за то, что она подарила ему счастье быть маленьким винтиком в таком огромном деле и работать в уникальном космическом коллективе. Выйдя в отставку в звании полковника, он несколько лет преподавал в медицинском колледже. Затем превратился в пенсионера домашнего типа. Иногда садился за мольберт и писал маслом и акварелью пейзажи, которые потом занимали свое место на стенах квартиры.

Умер Николай Харитонович, не дожив один месяц до своего               85-летнего юбилея.

Н.Х. Ешанов – основатель космической летописи Забайкалья

Приглашение на трибуну во время встречи Ю.А. Гагарина

 на Красной площади

 

А между тем наращивание участия Забайкалья  в космической программе продолжалось. Своих доморощенных космонавтов у нас пока не было, но в середине 1960-х гг. на базе поисково-спасательной службы  ВВС Забайкальского военного округа экстренно создавалась система поиска и спасения экипажей космических кораблей, у которых по различным причинам возникла или могла возникнуть нештатная ситуация. Собственно, при создании этой системы никакого нового велосипеда не изобреталось, поскольку служба спасения, ограниченная авиационными рамками, существовала и исправно функционировала уже многие годы. Просто на период запуска и выхода корабля на орбиту ужесточался режим дежурства дежурных сил и средств, участвующих в этом процессе. 

Эта довольно объемная и трудоемкая система была создана далеко не как дань моде. Это была необходимость и веление времени, потому что на   72-й секунде после старта ракета-носитель уже входила в зону ответственности ВВС округа. Казалось бы, космодром Байконур находится где-то далеко-далеко от Читы и Забайкалья, но для космических скоростей время и расстояние сокращаются многократно. К концу 1960-х, и особенно в середине 1970-х гг., интенсивность космических пилотируемых полетов стала заметно увеличиваться, что, в свою очередь, потребовало расширения и совершенствования системы поиска и спасения. Однако к этому времени Военно-воздушные силы Забайкальского военного округа в лице 23-й воздушной армии представляли собой одно из мощнейших авиационных объединений страны. Но это не означало, что силы и средства спасения располагались на всех рабочих точках воздушного объединения. Бала задействована только их необходимая часть с соблюдением принципа равномерности распределения на территории округа.

Какого-либо сообщения или информации о предстоящем запуске очередного пилотируемого космического корабля никто и никогда ни на одном пункте управления не получал. Возможно, что какая-то необходимая информация доводилась до командующего или его заместителей, но рядовым исполнителям об этом ничего не было известно. Однако по некоторым  признакам хорошо знакомой нам системы степеней готовности мы прекрасно понимали и догадывались о готовящемся событии. По готовности номер три  начиналось движение всей немалой, но хорошо организованной системы. Уточнялись или разрабатывались новые, если их по какой-то причине не было ранее, приказы о создании расчетов органов управления. Одновременно проводилась подготовка привлекаемой авиационной техники и экипажей. На аэродромах Нерчинск, Могоча и Джида находились в готовности вертолеты Ми-8, а на аэродроме Черемушки – самолет Ан-12 или Ан-26. В распоряжении наземных поисково-спасательных команд (НПСК) были автомобили высокой проходимости со всем необходимым снаряжением, а на самолетах дежурили команды специально подготовленных парашютистов. Укомплектовывалось до необходимых размеров имущество, необходимое для проведения поисково-спасательных работ.

По готовности номер два имущество загружалось в самолеты, вертолеты и автомобили, а задействованный личный состав размещался в непосредственной близости от техники. Главным моментом во всей этой динамике была команда об установлении степени готовности номер один. При ее получении экипажи и команды спасателей занимали рабочие места в самолетах, вертолетах и автомобилях. К авиационной технике подсоединялись средства аэродромного питания, а на автомобилях в зимнее время прогревались двигатели. Одним словом, при степени готовности номер один вся система поиска и спасения в зоне ответственности Забайкальского военного округа была готова в любой момент приступить к выполнению задачи. 

По правде говоря, каждый из нас понимал, что от него мало что зависит, а то и вообще не зависит ничего. Но все же все мы в эти дни, предшествующие запуску, ходили с загадочными торжественными лицами, храня где-то в потаенных уголках души чувство ответственности за выполнение очень важной задачи и причастности к важному историческому событию.

Нам не сообщали о состоянии дел на космодроме, да никто и не собирался этого делать. Однако по нарастанию степени готовности расчетов, сил и средств мы понимали, что где-то там далеко все идет своим чередом. Не сообщался, также, момент запуска, просто давалась команда «отбой» и все понимали, что запуск состоялся, и что все прошло в штатном режиме. 

Так повторялось не один раз за несколько лет, но за все время своего существования забайкальская система спасения экипажей космических кораблей ни разу не была  задействована по своему прямому назначению. Этот немаловажный фактор безоговорочно свидетельствует о высоком уровне надежности отечественной космической техники того времени.

Сейчас уже многие годы нет ни Забайкальского военного округа, ни 23-й воздушной армии, а, соответственно, и ее системы поиска и спасения. Все это ушло в историю и осталось лишь в памяти тех, кто в далекие 70-е и 80-е годы двадцатого века был участником или свидетелем тех интересных и перспективных событий.

Свои забайкальские космонавты у нас появились в середине 70-х гг.

ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ  КОСМОНАВТЫ

АРТЮХИН  Юрий Петрович

Полковник, бортинженер космического корабля «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3», Герой Советского Союза, 30-й летчик-космонавт СССР. Кандидат технических наук. После увольнения в запас жил и работал в Звездном городке.

 

 

Родился 22 июня 1930 г. в д. Першутино, Клинского района, Московской области в семье военного летчика. В 1948 г., окончив 10 классов и поступил в Серпуховское военное авиационно-техническое училище.   Окончил его в декабре 1950 г. и был направлен в Забайкалье в штурмовой авиационный полк.

В 1958 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е. Жуковского. 10 января 1963 г. Юрий Петрович был зачислен в отряд космонавтов. В 1965-1969 гг. входил в группу советских космонавтов, готовившихся по программе облета Луны и посадке на нее. Но программа осталась нереализованной. Выполнение первого космического полета планировалось на июнь 1973 г., но в силу технических сложностей полет в установленные сроки не состоялся.

Космическая судьба улыбнулась Юрию Петровичу через год. С 3 по 19 июля 1974 г. он совершил космический полет совместно с П.Р. Поповичем на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3» в качестве бортинженера. Продолжительность полета составила 15 суток 17 часов 30 минут 28 секунд. За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм полковнику-инженеру Артюхину Юрию Петровичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1974 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В космосе Юрию Петровичу побывать больше не довелось, хотя стремление и надежды на полет оставались.

26 января 1982 г. он покинул отряд космонавтов в связи с назначением на должность заместителя начальника 1-го управления Центра подготовки космонавтов по научно-исследовательской и испытательной работе.

3 марта 1988 г. полковник Артюхин Ю.П. уволился в запас, но с космической темой не расстался. В 1988-1992 гг. работал начальником сектора НПО «Молния», занимался математическим обеспечением тренажеров «Буран».

Умер 4 августа 1998 г. Похоронен на кладбище дер. Леониха, Щелковского района, Московской области.

 

ТИТОВ Владимир Георгиевич

Полковник, участник четырех космических полетов, командир космических кораблей «Союз Т-8», «Союз ТМ-4» и орбитальной научно-исследовательской станции «Мир», Герой Советского Союза, 55-й летчик-космонавт СССР.

 

Родился 1 января 1947 г. в забайкальском городе Сретенске. В 1970 г.окончил Черниговское летное училище и пять лет прослужил в строевых и учебных авиационных частях. В августе 1976 г. был зачислен в отряд космонавтов. К космическому полету готовился более шести лет. 20 апреля 1983 г. экипаж космического корабля «Союз Т-8» в составе командира В.Г. Титова, бортинженера Г.М. Стрекалова и космонавта-исследователя А.А. Сереброва успешно стартовал на орбиту. Программой полёта предусматривалась стыковка "Союз Т-8" с орбитальным космическим комплексом «Салют-7» –  «Космос-1443». Но, к сожалению космонавтов, полет оказался предельно коротким. Вследствие появления отклонений от предусмотренных режимов сближения Центр управления полётом принял решение стыковку «Союз Т-8» с орбитальным космическим комплексом отменить, и 22 апреля экипаж вернулся на землю.

Очередной полет был назначен на 26 сентября того же года. На этот раз экипаж состоял из двух человек – Титова и Стрекалова. Однако на этот раз полет оказался еще короче, чем предыдущий, а точнее, он не состоялся вообще. За несколько секунд до старта из-за возникшего пожара ракеты-носителя сработала система аварийного спасения экипажа. Спускаемый аппарат с космонавтами после непродолжительного полета благополучно приземлился недалеко от стартового стола.

Очередная попытка состоялась 21 декабря 1987 г. Владимир Геогиевич в качестве командира космического корабля «Союз ТМ-4» стартовал на орбитальный научно-исследовательский комплекс «Мир» вместе с космонавтом-испытателем М.Х. Манаровым и космонавтом-исследователем А.С. Левченко. На этот раз стыковка с комплексом прошла успешно и 3-я космическая экспедиция приступила к работе.

На этот раз полет оказался не просто продолжительным, а рекордным. Время пребывания в космосе В.Г. Титова и М.Х. Манарова составило 365 суток 22 часа 38 минут 57 секунд.

За успешное осуществление длительного космического полёта на орбитальном научно-исследовательском комплексе "Мир" и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 декабря 1988 года лётчику-космонавту СССР полковнику Титову Владимиру Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11590).

На этом космическая деятельность Владимира Георгиевича не завершилась. Осенью 1992 г. года он начал подготовку к полёту на американском космическом челноке «Шаттл», которая проходила в Космическом центре NASA имени Л. Джонсона в городе Хьюстоне, штат Техас(США).
Полёт, который стал для В.Г. Титова третьим, состоялся с 3 по 11 февраля 1995 года. Программа полёта включала предельно возможное (до 10 метров) сближение с орбитальным комплексом «Мир». С этой задаче экипаж «Шаттла», в составе которого был В.Г. Титов, справился вполне успешно.

Четвертый свой полет в космос Владимир Георгиевич совершил с 29 сентября по 6 октября 1997 г. в качестве специалиста космического челнока  «Шаттл Atlantis STS-86». В ходе полёта была осуществлена стыковка с орбитальным комплексом «Мир». 1 октября 1997 года в ходе этого же полета В.Г. Титов выполнил выход в открытый космос с борта «Шаттла».

После этого в космос Владимир Георгиевич больше не летал. 20 августа 1998 г. его военная служба закончилась. После увольнения из Вооруженных Сил и из отряда космонавтов работал начальником управления пилотируемых программ в ГКНПЦ имени Хруничева. В июне 1999 г. он занялся деятельностью в авиационной отрасли. Живет в городе Москве.

Вот таков он наш земляк. И хотя Забайкалье для Владимира Георгиевича – далекое прошлое, мы все равно считаем его своим земляком. И он не забывает об этом. Не так часто, как нам хотелось бы, но он изредка приезжает на свою малую родину и всегда находит время для встречи с забайкальцами.

 

ТАРЕЛКИН Евгений Игоревич

Подполковник, бортинженер космического корабля «Союз ТМА-06М» и МКС», Герой Российской Федерации,  115-й летчик-космонавт СССР и России.

 

 

 

Родился 29 декабря 1974 г. в Забайкалье. После окончания средней школы он в 1993 г. поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков. Учеба в связи с реформами по приданию Вооруженным Силам нового облика получилась затяжной, однако, благодаря новому облику, который формировался и в системе обучения военных кадров, Евгений в 1998 г. окончил не только высшее военное училище, но и Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Наверное, он уже тогда думал и мечтал о космосе, потому что после окончания академии был назначен на должность старшего инженера-испытателя в РГНИЦ «Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина». Кроме основного занятия он увлекался парашютным спортом. К моменту зачисления в отряд космонавтов, а произошло это в мае 2003 г., он выполнил более четырехсот прыжков с парашютом с присвоением ему квалификации инструктора парашютно-десантной подготовки. Кроме того он увлекается водолазным делом и провел под водой около 250 часов.

Тренировки в отряде космонавтов продолжались семь лет. В апреле 2010 г. на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов и их назначению в составы пилотируемых кораблей Евгений Тарелкин был назначен в основной экипаж МКС 33/34, стартующий на корабле «Союз-32» в сентябре 2012 г.

Стартовать в сентябре 2012 г. не удалось. И все же 23 октября 2012 г. экипаж в составе Олега Новицкого, Евгения Тарелкина и астронавта США Кевина Форда стартовал на Международную космическую станцию в качестве участников основной экспедиции МКС-33/34 на корабле «Союз ТМА-06М».

Работа экипажа на МКС продолжалась до 15 марта 2013 г., а 16 марта спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-06М» возвратился на землю. За мужество и героизм, проявленные при осуществлении длительного космического полета на международной космической станции, Указом Президента России № 374 от 28 мая 2014 г. Тарелкину Е.И. присвоено звание Героя Российской Федерации.

В июне 2015 г. он перешел на работу из отряда космонавтов в Ракетно-космическую корпорацию «Энергия» имени С.П. Королева. 

 

РЫЖИКОВ Сергей Николаевич

Подполковник, летчик истребительной авиации. Проходил службу в составе истребительного авиационного полка в Забайкалье на ст. Домна.  Командир ТПК «Союз МС-02» и бортинженер МКС-49/50, Герой России, 121-й летчик-космонавт России.

 

 

 

Родился 19 августа 1974 года в городе Бугульма Татарской АССР. В школе учился в Нижневартовске и одновременно занимался в клубе юных авиаторов. В 1991 г., после окончания школы, без особых затруднений поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков. Проучился там один год, после чего был переведен в Качинское ВВАУЛ в связи с расформированием Оренбургского училища. Учебу завершил в октябре 1996 г. по специальности «командная тактическая истребительной авиации» с присвоением квалификации «летчик-инженер».

В июле 1997 г. Рыжиков С.Н. направляется  в гвардейский истребительный авиационный полк 14-й армии ВВС и ПВО, который базируется на ст. Домна Забайкальского края. За девять лет службы в Забайкалье прошел должности летчика, старшего летчика, командира звена, начальника штаба – заместителя командира эскадрильи. И здесь в Забайкалье началась его дорога в космос.

8 августа 2006 г. после прохождения медицинского обследования был представлен на Главную медицинскую комиссии (ГМК), став претендентом на зачисление в отряд космонавтов набора 2006 года11 октября 2006 г. на заседании Межведомственной комиссии по отбору космонавтов был рекомендован к зачислению в отряд космонавтов РГНИИ ЦПК. В феврале 2007 г. приказом Министра Обороны РФ зачислен в отряд космонавтов на должность кандидата в космонавты-испытатели, а 26 февраля 2007 г. приступил к прохождению двухлетнего курса общекосмической подготовки.

В космос Сергей Николаевич стартовал 19 октября 2016 г. с космодрома Байконур в качестве командира корабля «Союз МС-02». Бортинженерами у него были космонавт Роскосмоса Андрей Борисенко и астронавт НАСА Роберт Кимбро. Пробыв на орбите 173 суток, космический корабль с тремя членами экипажа отстыковался от МКС и через 3 часа 23 мин. спускаемый аппарат приземлился в 147 километрах юго-восточнее гор. Жезказган (Казахстан).

За успешное осуществление космического полета, проявленные при этом мужество и героизм Сергею Николаевичу Рыжикову присвоено звание Героя России.

Первый космический полет Сергея Николаевича завершился. Но мы надеемся, что впереди у нашего земляка еще будут интересные и продолжительные космические рейсы.

Наши ожидания и надежды сбылись через четыре года. 14 октября 2020 года Сергей Николаевич во второй раз отправился в космический полет на корабле «Союз ТМ-17».

 

НЕИЗВЕСТНЫЕ КОСМОНАВТЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ

 

БЕЛОБОРОДОВ Валерий Михайлович

Майор, летчик-истребитель, слушатель-космонавт Центра подготовки космонавтом им. Ю.А. Гагарина, четвертый набор. За время службы освоил несколько типов истребительной и специальной авиации. Опыта космических полетов не имел.

 

 

 

 

 

Родился 26 октября 1939 г. на станции Оловянная, Читинской области в семье военнослужащего. Занимался в аэроклубе. В 1959 г. поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков и окончил его в 1963 г. В 1965 г. принимал участие в третьем наборе в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. 3 мая 1967 г. приказом Главнокомандующего ВВС № 369 Валерий Михайлович был зачислен в отряд космонавтов в составе четвертого набора и получил назначение на должность слушателя-космонавта.

29 августа 1969 г. приказом Главкома ВВС   № 802 был отчислен  из отряда космонавтов.

 

КОЛЕСНИКОВ Геннадий Михайлович

Полковник. Слушатель-космонавт третьего набора.  Доктор военных наук, профессор, заслуженный деятель науки. Автор более 220 научных трудов, в т.ч. 40 изобретений в области электронно-оптических приборов. Участник ликвидации Чернобыльской катастрофы. Опыта космических полетов не имел.

 

 

Родился 7 октября 1936 г. в пос. Даурия Борзинского района Читинской области. В 1959 г. с отличием окончил факультет авиавооружения Рижского краснознаменного высшего военного инженерно-авиационного училища по специальности «инженер-электромеханик по авиавооружению». 28 октября 1965 г. он был назначен на должность слушателя-космонавта 1-го отряда ЦПК ВВС. 16 декабря 1967 г. ему пришлось покинуть отряд космонавтов по состоянию здоровья.

 

ПОНОМАРЕВ Юрий Анатольевич

Космонавт ЦКБМ, третий набор. Инженер-испытатель, мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Прошел полную программу подготовки к космическому полету на кораблях «Союз» и долговременных орбитальных станциях «Салют». Занимался разработкой космических скафандров и участвовал в управлении полетами космических кораблей. Опыта космических полетов не имел.

 

 

 

 

 

24 марта 1932 г. на прииске Кадая в молодой семье Пономаревых родился сын. В школу пошел в городе Новочеркасск, где в 1942 г. успел окончить два класса, а в 1943-м, в условиях немецкой оккупации, было, конечно же, не до учебы. В 1951 г. поступил в Московский авиационный институт.

В 1969 г. он написал заявление с просьбой о зачислении в отряд космонавтов. Затем прошел медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем и 11 ноября 1971 г. получил заключение Главной медицинской комиссии о годности к спецтренировкам. На заседании Государственной межведомственной комиссии 22 марта 1972 г. был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

Тренировки начались без промедления. За четыре года Юрий Анатольевич прошел подготовку к полетам на космических кораблях «Союз» и на долговременных орбитальных станциях «Салют-4» и «Салют-6». При этом его партнерами, точнее командирами, были Н. Рукавишников, П. Климук, В. Коваленок, А. Дедков. Причины невезения были разные, порой откровенно пустяковые: закрытие какой-то программы полетов, технические неполадки, перемещение и замена членов экипажа незадолго до полета. Однако надежда на полет оставалась. Но и она угасла после того, когда в октябре 1977 г. после неудачного полета «Союза-25» все экипажи, состоявшие из не летавших космонавтов, были расформированы.

 

СОЛОГУБ Михаил Владимирович

Полковник, штурман военной авиации. Слушатель-космонавт, четвертый набор. Кандидат военных наук, автор ряда работ по тактике ВВС.  В качестве военного специалиста  выполнял интернациональный долг в Анголе. Опыта космических полетов не имел.

 

 

 

 

 

Родился 6 ноября 1936 г. в городе Бугуруслан Оренбургской области.  В 1957 г.  окончил военное училище штурманов и получил направление в 228-ю бомбардировочную авиационную дивизию ВВС Забайкальского военного округа. В 1964 г. окончил Военно-воздушную академии им. Ю.А. Гагарина. 7 мая 1967 г. зачислен в отряд космонавтов ЦПК в качестве слушателя-космонавта. За два года прошел полный курс общекосмической подготовки, но 20 сентября 1968 г.  был отчислен из отряда космонавтов по состоянию здоровья.

Конечно, в таком понятии, как освоение космоса, основной фигурой является космонавт. Но его постоянно окружают сотни, а то и тысячи специалистов различного профиля, которые прокладывают ему дорогу в космос.

 

ТВОРЦЫ КОСМИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Летно-подъемный состав

 

ТАЮРСКИЙ Константин Дмитриевич – заслуженный летчик-испытатель СССР, полковник. Участник Великой Отечественной войны. Основатель методики полетов на создание условий невесомости на самолете Ту-104.

ЮРЧЕНКО Георгий Матвеевич – подполковник, участник Великой Отечественной войны. Командир отдельной авиационной части самолетов Ан-12 по обслуживанию Плесецкого космодрома.

ШУБИН Андрей Михайлович – старший прапорщик, мастер спорта СССР по парашютному спорту. Выполнил более семи тысяч прыжков с парашютом. Участник боевых действий в Афганистане и Чечне. Тренер космонавтов по парашютной подготовке.

 

Инженерно-конструкторский состав

 

ДОЛГИХ Олег Сергеевич – инженер-испытатель авиационной техники, конструктор космических систем. Участник создания космического корабля многоразового действия «Буран».

КНЯЗЬКИН Юрий Михайлович – доктор технических наук, профессор Сибирской аэрокосмической академии. Участник разработки 28 космических программ. Автор научных трудов и изобретений в области проектирования бортовых комплексов управления космических аппаратов.

СИДОРОВ Виталий Николаевич – авиационный инженер. Руководитель экспертной группы по контролю работ по разработке, наземным и летным испытаниям орбитальных комплексов. Участник создания космического корабля многоразового действия «Буран».

ЩУРЕНКОВ Валентин Васильевич – полковник, кандидат технических наук. Старший научный сотрудник, затем начальник отдела 4-го ЦНИИ по специальности «вооружение, техника, аппаратура». Сотрудник Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

 

Медицинский состав

 

РОГОЖНИКОВ Вячеслав Александрович – заместитель руководителя Федерального медико-биологического агентства России, доктор медицинских наук. Академик Академии космонавтики, лауреат премии Правительства России в области науки и техники.

КУЗНИК Борис Ильич – врач, ученый-физиолог, профессор Читинской государственной медицинской академии. В 1971 г. – руководитель лаборатории по исследованию свертыванию крови в условиях невесомости на базе Ленинградской военно-медицинской академии. Член Союза писателей России.

РОЗОВА Лилия Павловна – врач, кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры нормальной физиологии Читинского медицинского института. С 1969 г. – сотрудник третьего отдела медицинского управления Центра подготовки космонавтов.

АЛЬФОНСОВ Вадим Валентинович – доктор медицинских наук, профессор, физиолог. Член-корреспондент СО АН ВН. Участник исследований свертываемости крови в условиях невесомости.

Информация, фотографии и иллюстрации подготовлены  на основе материалов статьи Б. Родикова «Космическая летопись Забайкалья», опубликованной в Забайкальском историческом журнале «Хронограф» (2021).

Joomla templates by a4joomla
Besucherzahler femmes russes a marier
счетчик посещений